Интервью Председателя ДВОПП Е.Н. Шулепова "Предприниматель – новатор, а не дойная корова»
■31-07-2009, Золотой Рог
- Евгений Николаевич, какова роль предпринимательских объединений?
- Во-первых, у нас – особая роль в формировании делового климата, динамики развития бизнеса от малых предприятий к средним и, затем, к крупным. Во-вторых, на нас лежит ответственность в плане создания положительного отношения общества к предпринимательству. Вспомните советский период, когда само предпринимательство подвергалось гонениям, тогда в «почете» было понятие - цеховик. Время прошло, но и сегодня в массовом сознании существуют фобии в отношении бизнесменов. Наша задача – показать предпринимателя организующим звеном нашего общества. С другой стороны, может быть, это пафосно звучит, объединение – это проводник нравственных ценностей в предпринимательскую среду. Бизнесмены – это граждане РФ. Наш долг участвовать в строительстве гражданского общества, понимать свою социальную ответственность.
- С какой целью и как в ваши ряды вливаются бизнесмены?
- Кто-то, «помыкавшись» с взятками, приходит к выводу – насос надо остановить. Кто-то, понимая, что есть системные проблемы, с которыми в одиночку невозможно справиться, даже выстраивая взаимоотношения тет-а-тет с нужными чиновниками, третьи – из убеждения «Вместе – мы сила!». Нужно аккумулировать потенциал и ресурсы, формулировать идеи, лоббировать их.
- Есть ли у вас в руках реальные инструменты?
- Самый эффективный инструмент – гражданская позиция самого предпринимателя. Инструменты лоббирования интересов членов объединения: Совет по малому и среднему предпринимательству при полномочном представителе Президента РФ в ДФО; Совет по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края, аналогичные советы при главах администраций городов и районов, межведомственный совет при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров предпринимательства, Совет по малому и среднему бизнесу при Прокуратуре края; круглые столы с городской думой Хабаровска и при других коллегиальных структурах при органах исполнительной власти, СМИ –площадки для формирования общей позиции. Наряду с названным, активно используем право, предоставленное общественным организациям – обращение к руководителям органов государственного управления и местного самоуправления. Только в первом полугодии направили сотню таких писем. Получив на каждое развернутый ответ. Безусловно, есть банальные отписки. Конечно, нам хочется «сегодня и сейчас». Но в целом – идет конструктивный процесс понимания властью проблем в развитии предпринимательства и организации экономики.
- Какие принципиально важные процессы происходят в современном бизнес-сообществе?
- Прошу отличать бизнес-сообщество – это организованное объединение руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые добровольно инвестируют свой талант, время, финансы в лоббирование идей - от предпринимательской среды в целом. К сожалению, первых – всего два из сотни предпринимателей. Если откровенно, последние – пристань социальных халявщиков, из которых формируется экономическое жлобье.
Надо признать, что сейчас ростки бизнеса на сложившейся социальной почве больше напоминают бурьян. Реформы идут сверху, поэтому большинство считает, что сама власть и должна вспахивать эту почву для воспроизводства себя любимых. Национальный опыт организации людей, управляющих процессом развития бизнеса, находится в зачаточном состоянии.
Сейчас в России все должно быть подчинено решению одной задачи – создания государства как конкурентоспособной социально-экономической корпорации. Другое дело, как это получается. Я думаю, весьма плохо, хотя бы потому, что гражданин, работник и обыватель выступают в лице конкретного человека – слишком противоречивые ипостаси. Например, обыватель, получив зарплату, с мечтой о патриотизме идет в магазин, и тратит ее в основном на вещи, созданные его его зарубежным конкурентом.
- На каком уровне сейчас происходит взаимоотношение бизнеса и власти?
- По нашим оценкам, примерно 50% рабочего времени руководитель предприятия тратит не на взаимодействие с партнерами и собственными сотрудниками, а на общение с властью – переписка с чиновниками, хождение по инстанциям… При этом, с учетом собственного опыта – мало кого из слуг государства у нас можно назвать благородным словом Чиновник. Большинство из них – безответственный бюрократ. За рубежом у чиновников иная психология – организаторская. Кто из избранных глав администраций районов, поселков способен организовать жителей муниципальных образований? Единицы! Как плохой танцор, всегда находят оправдание своему непрофессионализму. Причина? Слабая организованность и структурированность самих предпринимателей.
- Какие отношения с представительными органами власти?
- Не знаю, как в других субъектах ДФО, но если взять отношения ДВОПП с Законодательной думой Хабаровского края – пунктирные, и нормальные – с депутатами Хабаровской городской думы. У ряда депутатов мировоззрение бюрократа – «предприниматель ДОЛЖЕН». Почему? Должен, и все… Как в советские времена – талант принадлежит народу!
- Насколько удовлетворяет предпринимательское сообщество нынешняя законодательная база?
- Ежегодно в стране принимаются 400-450 федеральных законов, что неадекватно состоянию гражданского общества. Исполнение законов становится прерогативой чиновников, поэтому растет гос-, муп- надзорный аппарат. Формирование правового поля без строительства гражданского общества вызывает коррумпированность госсистемы, порождает обывательский правовой нигилизм в предпринимательстве.
- Хотелось бы конкретики по поводу конкретных законодательных актов.
- По оценкам членов нашего объединения, каких-либо претензий в адрес Гражданского Кодекса нет, в нашей стране он хорошо лег на социальную почву. Но налоговый кодекс воплотил в себе патерналистический характер государства, порождает отказ платить налоги, исполнять обязательства налогового агента. Видим тысячи банкротств, в сущности – публичную казнь бизнеса с распродажей его органов и частей по инициативе основного кредитора – налоговой службы, представляющей интересы государства. И вообще, что такое бизнес? Это добровольное объединение сил, труда и капитала граждан. Почему относимся к бизнесу, как к дойной корове? Пока не будем относиться к инвестору и работодателю, равно так же, как относимся к правам гражданина – не искореним теневую экономику, криминальный вывоз капитала.
Вызывает вопросы и Таможенный кодекс, он потворствует потребительскому космополитизму в ущерб национальному экономическому патриотизму. Понятно желание собственников национальных корпораций быстрее интегрироваться в ВТО, приобрести лицо в мировом деловом сообществе. Очередная утопия. Не приобретя лица среди своих, не научившись: поощрять национального инвестора, создавать приоритета результатам труда своему роду, т.е. народу, оказываемся никчемными игроками на мировой сцене. Благодаря градостроительному законодательству, потребительская стоимость 1 кв. м. жилья выше, чем в Вене, Париже… Построить километр дороги в 10 раз дороже, чем в Норвегии. При меньшей цене труда в 5 раз! Складывается впечатление, будто при царях, большевиках, Россия была безрукой и ничего не умела строить… Или недавнее повышение до 34% страховых платежей на выплачиваемый рубль зарплаты. Согласны, надо удовлетворить интересы пенсионеров, что социально и экономически выгодно бизнесу. Предлагаем разделить заботу и ответственность поровну между работодателем и работником. В ответ слышим – работающий гражданин не желает платить налоги, страховать свою старость. А кто хочет? Ну, даже если законодатель не может отказаться от патронажной идеи, следует разобраться с армией шабашников, зарплатой в «конверте», «черным налом». Кто везет, того государство и грузит, толкает в банкротство…
-Евгений Николаевич, хочется из первых уст представителя предпринимательского объединения узнать, есть ли отличия в Дальневосточном регионе от того, что происходит в центре страны?
- Преодоление кризиса в экономике Дальнего Востока в силу объективных транспортных, управленческих, монопольных издержек происходит гораздо тяжелее, чем в центре. У нас разные условия хозяйствования. Поэтому, II Съезд предпринимателей Дальнего Востока России, состоявшийся 18 декабря 2008 года, принял решение о необходимости обращения к власти разных уровней и общественным движениям с предложением создать на территории ДФО режим свободной экономической зоны. Благоприятный деловой климат требует усилий, условий и инвестиций. И чтобы они приходили на Дальний Восток, требуется поощрительное стимулирование партнерства инвестора и новатора, институциональная компенсация бизнесу региональных издержек.
Перед нами – показательный пример активно развивающейся провинции КНР Хэйлуцзян, которая находится в аналогичных географических и климатических условиях, и это вызывает у бизнесменов массу вопросов. И первый из них – почему у китайцев все получается, а мы – говорим складно, работать можем, в итоге – все через пень-колоду… Если региональные власти поддержат бизнес-сообщество, убедим политико-экономическую элиту страны в необходимости создания особых условий для предпринимательства на Дальнем Востоке, то, я думаю, в течение трех-пяти лет проект СЭЗ получит институциональное решение.
В целом же кризис обнажил проблему доверия в нашем обществе. Поэтому сегодня нам необходимо задействовать все ресурсы власти и предпринимательства для преодоления кризиса доверия. Говорю «нам», имею в виду все шесть ветвей власти: законодательную, исполнительную, судебную, СМИ, церковь, бизнес-сообщество. Вместе преодолевая кризис, решая задачу «трёх И»: интеграция, инновации, инвестиции – создадим условия развитию дальневосточному сообществу, способному быть конкурентным на российском, международном рынках разделения труда. Забудем «чемоданное» настроение…
Марина Кравченко.
Рекомендуемые туристические компании
Прочитано: